Как бы парадоксально это ни звучало, но при чтении хорошей английской литературы очень помогает знание французского языка! Помнится первой книгой на английском языке с большим количеством французских слов была «Сага о Форсайтах» (The Forsyte Saga by John Galsworthy) Джона Голсуорси — классика английской литературы.
А недавно я прочитала «Хроники» (The Fry Chronicles by Stephen Fry) Стивена Фрая. Здесь мне хотелось бы сделать небольшое отступление от основной темы и немного рассказать про мои «отношения» со Стивеном Фраем, точнее с его творчеством.
Как-то по совету подружки я начала читать «Гиппопотама» (Hippo). По-русски. В переводе самого замечательного переводчика (translator) нашего времени с английского языка Сергея Ильина. Помню меня совершенно поразило как можно так грязно выражаться (talk dirt, use dirty / filthy language)не употребляя при этом матерных слов (obscene words). В тексте было столько синонимов , метафор, всяческих оборотов (synonyms, metaphors and turns of phrase) и т.п., что тогда я подумала, что нет, никогда-никогда не смогу я прочитать Стивена Фрая по-английски. Потому что мне вполне хватает моего русского словарного запаса (vocabulary), чтобы читать этот великолепный сочный и красочный перевод, но вот чтобы прочитать такой же лингвистически богатый оригинал…
Потом я стала почитывать блог Стивена Фрая. И оказалось, что да, он употребляет довольно много не самых употребительных слов, но заметки вполне читабельны (readable). И вот как-то раз я увидела в блоге рекламу только что вышедшей автобиографии «Хроники». И благодаря Кинделу тут же смогла ее приобрести и начать читать. Я рассудила, что раз уж мне посильны статьи, то и с книгой не должно возникнуть особых затруднений.
И оказалось, я была права! И какое же удовольствие я получила читаю эту книгу. Нет, не от того ЧТО там написано, а именно КАК это написано.
Хотя книга охватывает всего 8 лет жизни Стивена Фрая, она довольно-таки объемная (voluminous). В печатном издании, думаю, страниц 600-700. А все это из-за того, что как говорит сам автор: «If a thing can be said in ten words, I may be relied upon to take a hundred to say it…I like words — strike that, I love words — and while I amfond of the condensed and economical use of them in poetry,in song lyrics, in Twitter, in good journalism and smart advertising, I love the luxuriant* profusion and mad scatter of them too.» (надо переводить?)
Если вы тоже можете оценить красоту удачно построенной фразы, то вам определенно понравиться проза Фрая.
Типичное предложение выглядит примерно так:
If only I had it in me to be all fierce, fearless and forthright instead of forever sprinkling my discourse with pitiful retractions, apologies and prevarications. (выделяю эти шесть слов, я хочу обратить ваше внимание на то, что когда автор что-то описывает, он никогда не употребляет только одно слово, всегда 3, а то и больше, дабы придать больше красок и оттенков сказанному; лично мне такая манера очень импонирует)
Так вот в своей (своих) книжке и в блоге Стивен Фрай употребляет довольно много французских слов. Например:
connoisseur /ˌkɒnəˈsɜr, -ˈsʊər/- специалист, эксперт, ценитель
communique /kəˌmyunɪˈkeɪ, kəˈmyunɪˌkeɪ/ — официальное сообщение, комюнике
à la mode /ˌɑ lə ˈmoʊd, ˌælə-; Fr. a la ˈmɔd/- модный, современный (при написании таких слов графические значки сохраняются)
adieux /əˈdu, əˈdyu; Fr. aˈdyœ/- прощай
avant garde /əˌvɑntˈgɑrd, əˌvænt-, ˌævɑnt-, ˌɑvɑnt-; Fr. avɑ̃ˈgard/ — авангардистский
amateur /ˈæməˌtʃʊər, -tʃər, -tər, ˌæməˈtɜr/- любительский
beaucoup /boʊˈku/- много
compère /ˈkɒmpɛər/ — конферансье, ведущий программы
edifice /ˈɛdəfɪs/- здание, зачастую большое и очень представительное
faux pas /foʊ ˈpɑ/- ложный шаг: to commit / make a faux pas — совершить проступок, оступиться
milieu /mɪlˈyʊ, mil-; Fr. miˈlyœ/- окружение, среда, обстановка
malaise /mæˈleɪz, -mə-; Fr. maˈlɛz/ — недомогание
nonpareil /ˌnɒnpəˈrɛl/- что-то уникальное, бесподобный, несравненный
portmanteau /pɔrtˈmæntoʊ, poʊrt-; ˌpɔrtmænˈtoʊ, ˌpoʊrt-/ — чемодан, дорожная сумка
sangfroid /Fr. sɑ̃ˈfrwa/ — хладнокровие
tableau /tæˈbloʊ, ˈtæbloʊ/- живописное изображение, яркая сцена, неожиданная сцена
belles lettres /Fr. bɛlˈlɛtrə/-художественная литература и много-много других. Хороший список можно посмотреть тут.
Когда они применяются? Во-первых, когда нет английского синонима, а во-вторых, для придания речи большей изысканности (refinement) (если бы такой цели не стояло, то использовали бы английское слово).
Еще про французские слова в английском
У вас возникли вопросы?
*в английском есть несколько слов, который не смотря на наличие общего корня читаются совершенно по-разному:
luxury /ˈlʌkʃəri, ˈlʌgʒə-/ — сущ. роскошь, пышность, богатство; прил. роскошный, дорогой и т.п. (luxury apartment, luxury car, luxury hotel, luxury item etc.)
lux·u·ri·ance /lʌgˈʒʊəriəns/ — сущ. изобилие, достаток, избыток, буйный рост
luxuriant /lʌgˈʒʊəriənt/ — прил. буйный, пышный, богатый (luxuriant forest — густой лес; luxuriant hair — густые волосы; luxuriant imagination — богатое воображение)