К скульптуре я отношусь довольно прохладно, и когда бываю в музеях, обычно прохожу мимо. Но есть несколько исключений…
Вот эти удивительные «головы», произвели на меня по истине неизгладимое впечатление, когда я случайно увидела их на выставке в Вене. Их автор — австрийский скульптор Франц Мессершмидт. И я не удивлюсь, если вы никогда о нем не слышали, потому что жил он в XVIII веке. Но разве его «харАктерные головы» устарели?!
Образцом для создания этих 64 голов с удивительно выразительно мимикой послужила голова (или лицо) самого Франца. Он страдал болезнью Крона (воспалительное заболевание желудочно-кишечного тракта), и как сам рассказывал, иногда щипал себя, чтобы облегчить боль (отсюда и некоторые из 64 выражений), помимо этого развивалось какое-то психическое заболевание, сопровождающееся галлюцинациями. Поэтому в 1774 году Мессершмидт был исключен из Венской Академии Художеств, в которой работал преподавателем.
Мессершмидт утверждал, что его физически мучал «Дух Пропорций», древние существо, которое хранит знания о гармонии, и которое было совершенно взбешено отсутствием оной в работах скульптора.
Еще некоторые «головы» можно посмотреть тут.
Если вы владеете испанским, я крайне рекомендую вам это видео
- Когда я бываю в Русском музее я посещаю только два зала: первый — с картинами Айвазовского, а второй — со скульптурой «Мефистофель».
Фотография никогда не передаст чувств, которые возникают, когда вы стоите рядом с этой скульптурой. Пока я искала эту фотографию, я наткнулась на небольшое описание этой работы, которое напомнило мне, что Мефистофель, вообще-то, изображение Вселенского зла. Но лично мне никогда такие мысли в голову не приходили. В этой скуптуре меня «цепляет» то, что она действительно как живая! И взгляд такой хитрый, и даже коварный. Ну как это можно передать в камне! Чудо!
И еще есть Бранкузи. Но его работ я никогда не видела в живую. Его философия мне очень импонирует, но я не уверена, что сами работы произведут на меня сильно впечатление.