Constantin Brancusi или Константин Бранкузи

Пару дней назад подружка посоветовала прочитать про некого Бранкузи, французского скульптора румынского происхождения. Так вот захожу я сегодня (в тот день, когда начала писать этот пост) в Гугл, и что я вижу:

google doodle brancusiGoogle Doodle* (очаровательное название, не правда ли?) посвященный 135-летней годовщине со дня рождения этого самого Бранкузи. Как видите, логотип составлен из самых известных его творений.

Я от скульптуры довольно далека, и вообще считаю, что про артиста можно ничего и не знать, главное, чтобы нравились его работы. Но, кажется, Константин Бранкузи — другой случай…

Французы не случайно считают его своим, французом, хоть по происхождению он и румын. Не случайно, потому что великим скульптором он стал именно живя и работая во Франции, а точнее, как легко догадаться, в Париже.

Он окончил художественную школу в Бухаресте, а в 1904 году, то есть в возрасте 28 лет он приезжает в Париж. Он продолжает свое образование под руководством признанного скульптора Антонена Мерсье, и в 1907 году выставляет свои работы на Осеннем салоне. Огюст Роден, один из членов жюри, приглашает Бранкузи стать один из его metteur au point (мастер, обивающий, очищающий статую после формовки).  В это время Роден пользуется международной славой, и в его ателье работают целых 50 таких metteur au point.

Уже через месяц Бранкузи понял, что «il ne pousse rien à l’ombre des grands arbres» (в тени больших деревьев ничего не растет), и ушел от Родена.

Пришло время искать свой путь в искусстве.

Лучше понять природу творчества Бранкузи можно, если провести параллель с Роденом. Роден был «создателем», он брал материал и придавал ему форму. Резьба по камню или дереву его не интересовала (к тому же ее даже уже не преподавали в то время в художественных академиях). Ассистенты воспроизводили в мраморе или бронзе то, что было создано Роденом в глине или гипсе.

А Бранкузи же хотел следовать вековым традициям работы с деревом.

 « С’est la texture meme du materiau qui commande le theme et la forme qui doivent tous deux sortir de la matière et non lui etre imposés de l’exterieur » (Именно текстура материала задает тему и форму, которые должны из нее получится, и ни тема ни форма не могут быть «навязаны» извне).

И вот в этом-то и состоит его главное отличие от Родена. Бранкузи не рассматривал себя как создателя, но как посредника, способного раскрыть суть материала, его «космическую сущность — « l’essence cosmique de la matière ». Уже на стадии выбора того или иного камня или куска дерева Бранкузи уже чувствовал наличие скульптуры. Между 1909 и 1925 годами скульптор определился с основными темами своего творчества (Поцелуй, Птица, Колонна без конца, Петухи и т.д.) и всю оставшуюся жизнь (а это почти 30 лет) создавал всевозможные варианты этих форм.

В то время, то есть в начале 20 века в Париже набирало силу движение авангардистов. Однако, оно не оказало существенного влияния на творчество Бранкузи. Европейская скульптура не могла служить примером для подражания. В парижских музеях Бранкузи изучал произведения искусства разнообразных азиатских и африканских цивилизаций. Отсылки к архаическому искусству позволили ему выделиться среди современников и показать, что его скульптуры берут начало из глубины веков.

« Ce n’est pas la forme exterieure qui est reelle, mais l’essence des choses. Partant de cette verite, il est impossible a quiconque d’exprimer quelque chose de reel en imitant la surface des choses » — «Реальна не внешняя оболочка, а суть вещей. Отталкиваясь от этой истины, никто не в состоянии выразить нечто реальное, имитируя внешнюю оболочку».

Мне такая философия показалась очень оригинальной, хотя может я просто мало знакома с философией других артистов…

kissbrqncusi

*переводится это слово, кстати, как «каракули, черточки (то, что человек непроизвольно и бесцельно рисует, в то время как его мысли заняты совершенно другим)»

Предлагаю вам посмотреть вот это видео с разными работами скульптора

(Visited 56 times, 1 visits today)