Подпольные молодежные движения то появляются то исчезают, некоторые оставляют более заметный след, о других помнят только те, кто имел к ним какое-то отношение. Так называемая movida madrileña (букв. мадридская движуха) принадлежит как раз к первой группе. Во время своего расцвета это было очень мощное культурное движение, которое со временем никуда вообщем-то не исчезло, просто приобрело другую форму.
Дело было, понятно, в Мадриде в начале 80-х годов. Мовида явилась результатом молодежных культурных движений «завезенных» из других европейских столиц в течении 60-х и 70-х годов. В 75 году диктатуры не стало, и почва для развития нового движения стала очень плодородной, никаких тебе репрессий или облав. Мовида стала частью больших изменений и всеобщей либеризации, произошедшей в стране с приходом парламентской монархии.
Кульминационным моментом считается «Весенний концерт» 23 мая 1981 года, устроенный учащимися Школы Архитекруты и Мадридского Политехнического университета. 15 000 человек приняли участие в этом событии, а сам концерт продолжался аж 8 часов.
Кстати это движение поддерживалось даже политиками, в основном социалистами. Это очень важный момент, потому что это значило, что даже альтернативная культура теперь признается, то есть в стране реально демократия. Этот образ «современной» Испании стал активно пропагандироваться за рубежом, потому как за время диктатуры у иностранцев сложилось довольно превратное представление о стране на Иберийском полуострове.
Собственно что представляла собой эта «движуха»? Во-первых, конечно, музыка. Согласно опросу, проведенному не так давно, песнями той эпохи были названы:
- El twist del autobús (Clavel i Jazmín)
- Chica de ayer (Nacha Pop);
- Para ti (Paraíso);
- Déjame (Los Secretos);
- Cadillac solitario (Loquillo y los trogloditas);
- Perlas ensangrentadas y Ni tú ni nadie (Alaska y Dinarama);
- Groenlandia (Los Zombies);
- Cuatro rosas (Gabinete Caligari);
- Cuando brille el sol, de La Guardia.
Отдельно хочется сказать об Аляске. Это явно испанский вариант Жанны Агузаровой. Смотрите сами:
Аляска внизу слева.
Ей кстати уже 47 лет, а она все никак не хочет «уходить на пенсию». Вот недавно разделась, выражая протест боям быков.
Надпись гласит: Голая правда — бои быков — это жестоко.
С недавних пор сеньора Аляска ведет ток-шоу Alaska y Seguro.
Но что-то я немного отвлеклась.
Конечно, мовида — это не только музыка, но еще и кино. Тут самая знаковая фигура — Педро Альмадовар, здравствующий и работающий все на том же поприще и поныне.
Еще комиксы, по-испански cómic (заимствовано из английского), tebeo (от названия журнала TBO) и historieta (все три слова употребляются как синонимы). Самым ярким примером является, пожалуй, журнал Madriz, который развивался в период так называемого бума комиксов для взрослых. За всего лишь три года существования редакция «взрастила» уйму талантливых художников, которые стали востребованы после закрытия журнала.
Список представителей этого движения можно продолжать и продолжать, но русскому читателю они не скажут ничего, а читающие по-испански могут зайти сюда, если их интересует углубить свои знания в данном вопросе.
Также, знакомые с испанским, могут посмотреть документальный двухчасовой фильм на сайте RTVE под названием Frenesí en la ciudad (la movida madrileña). Приятного просмотра!
Также не менее интересно будет посмотреть первую серию 13 сезона Cuéntame cómo pasó.
И восхитительная презентация от испанского посольства в Великобритании
[gview file=»https://multilinguablog.com/wp-content/uploads/2010/04/2014losochentaenespana-150301110740-conversion-gate02.ppt»]