Испания в конце 60х годов и сериал “Расскажи мне, как это было”

Испания в конце 60х годов и сериал “Расскажи мне, как это было”

Cuentame-1

Я уже не раз упоминала сериал Cuéntame cómo pasó. До того он мне нравится, что я решила написать для него русские субтитры. Для 17 сезонов по 19 серий в каждом 😉

Ладно, про 17 сезонов обещать не могу, но первый точно сделаю. Более того, я уже перевела первую серию и сейчас хочу вам ее показать*. Надеюсь, вам этот сериал понравится не меньше, чем мне, а кто-то, возможно, даже захочет мне помочь переводить и делать субтитры. Пишите в комментариях! Буду крайне благодарна любой помощи.

*Первую (и все последующие по мере перевода) серии опубликуют в группе Мир испанских сериалов. Если вы еще не там, самое время “постучаться”!

В двух словах о чем сериал “Расскажи мне, как это было”:

Los Alcántara – совершенно обычная семья из рабочего класса. Лет 10 назад они перебрались из глубинки в Мадрид, в квартал Сан-Хенаро. Отец, Антонио, работает на двух работает, мать, Мерседес, занимается домом и детьми, а в свободные минуты шьет на продажу брюки (потому что денег катастрофически не хватает). Детей трое – Инес (20 лет), Тони (18 лет) и Карлитос (8 лет). Еще с Алькантара живет бабушка Эрминия, мать Мерседес.

И вот в сериале мы следим одновременно за жизнью всех членов семьи Алькантара и их друзей, а также, благодаря стараниям сценаристов, мы наблюдаем за переменами, которые происходили в испанском обществе.

На момент начала сериала на дворе Сан-Хенаро – 1968 год. Сейчас (в 17 сезоне) – 1984 год.

Мне лично в этом сериале импонирует то, что жизнь Алькантара и их друзей тесно переплетена с жизнью Испании в целом. Так как героев много, один из них обязательно оказывается активным участников какого-то массового явления, которое наблюдалось в то время во всей стране. За примерами далеко ходить не надо, буквально уже в первой серии мы видим, как в Испании зарождается феминизм (так сказать). Из Франции “просачиваются” противозачаточные таблетки, а это значит, что женщина (или пара) могут решать, заводить им сейчас ребенка или еще подождать (пока устаканиться с работой, бытом и т.п.). Раньше такой возможности просто не было. Беременели – рожали, беременели – рожали, и так пока уже не могли больше забеременеть. Мужчинам-то что от такого расклада, а для женщин это значило только что они “привязаны” к дому. По прежнему надо еще получить разрешение мужа (!), чтобы устроиться куда-то на работу, но по крайней мере возможность работать (а значит реализовываться не только как мать-жена-домохозяйка) теперь вполне ощутима.

Как я уже сказала, я решила сделать русские субтитры для этого сериала, и такой внимательный просмотр позволил мне подметить много интересных деталей как исторического так и лингвистического характера.

Начну с истории.

Сценаристы сериала в одном интервью рассказали, почему они выбрали именно этот период для начала повествования о семье Алькантара. Как они сказали, начиная с конца 60х началась та жизнь, которая знакома и понятна всем тем, кто этот сериал будет смотреть.

В конце шестидесятых люди более-менее уже отошли от потрясений Гражданской войны, жизнь текла своим чередом, а именно с конца 60х начинаются нововведения. 

Пожалуй, самое главное – в жизнь приходит удовольствие. Причем речь идет о жизни обычных людей из рабочей среды, людей, которые, возможно, приехали в город на заработки из своих деревень. До этого времени у них скорее была не жизнь, а выживание. Денег хватало еле-еле. И за гроши эти приходилось пахать от зари до зари. В целом в деревне жизнь примерно в таком ключе и продолжается, но те кто все-таки перебрался в город начинают потихоньку жить по-другому. Денег не становится много, их все также скорее не хватает, но появляется такая возможность как покупка товаров в рассрочку (a plazos), и в домах обычных людей появляются чудеса техники (телевизор, стиральная машина, холодильник).

А еще в том же 1968 году во Франции происходит сексуальная революция, и понемногу она проникает и в Испанию. А из Великобритании веет свободой и движением хиппи.

Молодежь (в лице Инес и Тони) уже совсем не похожа на своих родителей в этом же возрасте. 

В сериале представлены четыре поколения: бабушка, Антонио и Мерседес, Тони и Инес, Карлос.

Жизнь Мерседес (по крайней мере лет до 40, когда и ее настигли изменения второй половины XX века) была такой же, как жизнь ее матери: родилась в деревне, там же выросла, около 20 лет вышла замуж, тут же пошли дети. Основные заботы – уход за детьми, работа по дому, посильная помощь мужу в зарабатывании денег.

А вот жизнь следующего поколения уже совсем другая – хоть Инес и Тони родились в деревне, они довольно рано переехали в город и всё, они уже считают себя городскими жителями (со всеми вытекающими). Инес не закончила школу, потому что “а зачем девочке быть умной, пусть лучше деньги помогает зарабатывать”.  В 14 она стала работать, попутно обзавелась женихом и вот уже три года с ним встречается (и все полагают, что они скоро поженятся). То есть она вроде как выполняет программу мамы и бабушки. Но, благодаря современным веяниям она начинает догадываться, что жизнь может и не ограничиваться только домом, мужем и детьми.

У Тони тоже отличная от его отца история. Антонио (отец) рано женился, завел детей и всю жизнь пашет на нескольких работах, чтобы этих детей прокормить. А Тони в свои 18 поступает в университет. А это значит, что, выучившись, он сможет найти достойную работу, и ему не надо будет работать сутки на пролет.

начинает экспериментировать с модой – девушки примеряют мини-юбки и раздельные купальники, а парни отпускают длинные волосы.

Стоит сказать, что Испания хоть и жила под диктатом Франко, но не была такой закрытой как СССР. Испанцы могли достаточно свободны путешествовать, только вот у единиц были на это средства.

Положение женщины

Есть одна испанская поговорка, которая отлично описывает, где, по мнению мужчин, место женщины La mujer honrada, la pierna quebrada y en casa – Честная женщина, со сломанной ногой и дома.

Или вот еще одна – Ni joya prestada, ni mujer letrada. – Украшения не стоит одалживать, а женщина не должна быть ученой.

То есть роль женщины в Испании 60х – жена, мать и домохозяйка. Всё. И именно такой предстает нам Мерседес, жена Антонио и мать Инес (20 лет), Тони (18) и Карлоса (8).

Хоть Антонио и работает на двух работах (служащим в очень низком чине в Министерстве сельского хозяйства и типографии), денег все равно катастрофически не хватает, поэтому помимо работы по дому и заботы о муже и детях Мерседес, ее мать и немного Инес без перерыва шьют на продажу брюки.

Продолжая тему про роль женщины – Инес даже не дали закончить школу, не говоря уже о поступлении в университет. С 14 лет она работает (помогает маме и подрабатывает в парикмахерской).

В первой же серии мы “знакомимся” с женихом Инес. Они встречаются уже три года. Максимум, что они себе позволяют – целоваться в подъезде (на улице нельзя, криво посмотрят). Всем ясно как день, что раз они так долго встречаются, то скоро поженятся.

Почему в первой серии такой большой скандал из-за противозачаточных таблетки Инес?

Во-первых, секс разрешен только после свадьбы.

Во-вторых, церковь совершенно и абсолютно против вмешательства в детородный процесс. Как в одной из последующих серий скажет Мерседес священник, лучшая контрацепция – это воздержание.

А так, сколько Бог тебе детей пошлет, столько и рожай. А что растить их не на что… Ну, выкрутитесь как-нибудь (se las apañaréis).

Про прогресс

В испанских домах появляются телевизоры, холодильники, стиральные машины.

В прикроватных тумбочках у женщин – противозачаточные таблетки из Франции, в магнитофонах – записи Битлз.

Когда Карлос заболевает, продвинутая мама Мерседес дает ему пирамидон (анальгетик) (всего лет десять в употреблении на тот момент), а бабушка все уговаривает поставить Карлосу parchés Sor Virginia (горчичники, то есть). Также голос взрослого Карлоса за кадром поясняет, что бабушка, большую часть жизни прожившая в деревне, не верила в прогресс (и в таблетки в том числе) и продолжала всё и всех лечить содой и чудодейственными травками, которые ей привозили из деревни.

Про роль Испании в Европе

С конце первой серии взрослый Карлос (то есть голос за кадром) говорит очень интересную вещь: сейчас всё это (имеется ввиду победа на Евровидении) кажется смешным, но тогда в 1968 году мы еще не были высокими стройными европейцами… То есть испанцы еще не считали себя частью развитой и продвинутой Европы. Могу предположить, что многим казалось, что они живут в отсталой стране на задворках Европы (такое мнение несколько раз озвучивают разные герои сериала).

В этот же раздел можно добавить, что с конца 60х европейские туристы хлынули на испанские пляжи. Особенно нравилось в Испании шведам и норвежцам, а отдыхать они предпочитали в Бенидорме в Валенсии.

Про политику

В 1936 году к власти пришел Франсиско Франко. Чтобы не вдаваться в подробности скажем, что это был испанский Сталин. Поэтому про политику особо речи не идет – есть только одна признанная правда, это правда Франко. А несогласные могут пускаться в обсуждения с сокамерниками в тюрьме.

До того как он пришел к власти Франко сражался с коммунистами, которых называют обычно просто los rojos (букв. красные). Мигель, брат Антонио, как раз один из rojos. В душе, конечно, потому что показывать это нельзя.

Продавец газет, Серван – монархист. Он верит, что когда Франко умрет, в Испанию вернется монархия. (И как мы теперь знаем, он был недалек от истины). Монархистом быть более приемлимо, чем коммунистом, но в местом баре разговоры о политике все равно под запретом.

Трудности перевода оставим до следующего поста.

  • Tere-Tere

    Вот так отличная новость!! Спасибо за труд! С твоими комментариями будет еще интереснее!

  • Volha Liash

    Вот про острую социальную направленность испанских сериалов Вы точно отметили. Ждала как-то своей очереди в банке, по телевизору показывали какую-то серию из сериала “Дежурная аптека”. Смотрела когда-то в детстве, мне очень нравились имена (Пили и Гильермо, Кики и Лурдес )))), всегда считала, что это веселый фильм про забавную семью и их соседей, а тут в одной серии и про безработицу в Испании, и про проблемы трансвеститов, и про жизнь в кредит, и про предохранение… Потом еще посмотрела дома пару серий, муж спрашивает: “Что за ужас ты смотришь?” “Так это же комедия 90-ых”, – говорю. Оо, то ли я была маленькая и ничего тогда не понимала, то ли нам так переводили )))

    • Ksenia Carvalho

      А я вот про эту “Дежурную аптеку” только от Вас слышала и еще от одного читателя. Я видимо в детстве какие-то другие каналы смотрела… (хотя как такое могло быть? каналов-то было раз-два и обчелся…)

      • Volha Liash

        Ну это, наверное, потому, что я смотрела этот сериал в детстве, а у Вас в то время было еще младенчество ))))

        • Ksenia Carvalho

          Получается, что так)

    • Женя Похмелова

      Тоже очень люблю (и до сих пор) “Дежурную аптеку”. Даже готова на неё валить своё увлечение всем испанским) Она как с детства в голове засела, так до сих пор там и есть Я даже в Мадриде ездила в аптеку-прототип (снимали сериал в декорациях, но в Мадриде есть аптека, с которой эти декорации делали, и её работники в курсе, я спрашивала)) И Вообще Антонио Мерсеро чудесен, он снял ещё сериал “Verano Azul”, это настолько прекрасный фильм, аж до мурашек (но я вообще впечатлительная))

  • Alexandra Díaz

    Ксения, а вы сколько сезонов уже просмотрели? Я вот пятый заканчиваю и уже начала уставать от сериала. Просто хотела обсудить его с кем-то. Меня вот очень раздражает глава семейства Антонио Алькантара. Он постоянно кричит, постоянно огрызается, а в пятом сезоне, по-моему, совсем уже невыносим. Просто невероятно, как его Мерседес выносит. Ему что ни скажи – всё не так.
    А еще мне жалко Карлоса, на него все постоянно кричат, заметили? В школе – невменяемый дон Севериано, дома мальчик спросит что-ниубдь, ему сразу “callate, niño”. Никто ничего ему не объясняет, а когда накосячит – опять кричат на него 🙂 просто удивительно, как это испанцы вырастают добродушными 🙂 🙂
    ну и дон Пабло, но он как главный отрицательный персонаж, что с него взять.
    Очень нравится Эрминия 🙂 и донья Валентина 🙂 и священник еще. Я. кстати, из этого сериала узнала про каталонца Льюиса Льяка, теперь слушаю его песни иногда.

    • Ksenia Carvalho

      Александра, это очень интересно, что вы досмотрели именно до 6 сезона и поняли, что устали! Потому что у меня было тоже самое!!! Сейчас расскажу.
      Я вообще довольно странно (с хронологической точки зрения) смотрю этот сериал. Начала я с 14 сезона. Посмотрела его и 15. И пока ждала выхода 16 стала смотреть с самого начала. И вот как и Вы, досмотрела до 6 сезона, и уже нехотя стала смотреть шестой.
      И меня тоже жутко раздражал Антонио, и Карлоса вообще за человека не считают и под остальным всем подпишусь, что Вы написали. Но тут хочется отметить, что, например, такое отношение к детям нормально было в ту пору. (А в России так до сих пор пол-страны так с детьми общается). Как Мерседес Антонио терпит, не знаю. Но с другой стороны, она же никогда не видела, чтобы было по-другому. Точнее может видеть и видела, но не жила в той ситуации, когда женщина в доме главная. А вот в 13,14 сезоне очень интересно наблюдать, как она, Мерседес, меняется. Идет на работу, понимает, что она чего-то стоит не только как жена и мать. Получает высшее образование (а у Антонио его нет).
      Если еще осталось хоть чуть-чуть желания, я бы Вам советовала взять, например, самый последний сезон посмотреть, который вот только-только сейчас выходит. А потом может и захочется вернуться к началу.
      Я-то хочу все-таки продолжить шестой и остальные сезоны. Очень интересно, как там у Инес сложится с Эухенио. Такой приятный он персонаж! И как так получится, что она ему оставит ребенка. И почему она станет наркоманкой, вроде такая умная и рассудительная…

      • Alexandra Díaz

        вы мне немного проспойлерили, ну да ладно 🙂 я всё равно уже понемногу в википедию заглядывала 🙂
        Инес, кстати, тоже та еще, я понимаю её родителей, которые из-за неё нервничали; то у неё мечта – англичанин, то смысл жизни в театре, то в хиппи счастье. Хотя сцены с хиппи на Ибице были показаны очень “вкусно”, прямо захотелось самой податься в хиппи 🙂
        Сериал не хочу бросать из-за языка, но уже, конечно, пропало то первое чувство восторга. Впрочем, многие говорят, что сериал хорош именно до 3-4 сезона.
        Кстати, мне еще Клара нравится, точнее, актриса 🙂 красивая. Муж говорит, что типичная испанка, может, потому мне кажется такой красивой 🙂
        и жалко актера, который играл Деси, я посмотрела его последние фотографии, кожа да кости. Жаль, рано так умер 🙁

        • Ksenia Carvalho

          Да… Клара красивая. Да и Мерседес тоже очень ничего)
          Меня еще Тони раздражает. Я бы с ума сошла, если бы у меня был такой сын. Он же просто из одной истории тут же попадает в другую. Ужас! (я понимаю, что это сериал и им надо сюжетную линию развивать, но все-таки образ журналиста, который борется за правду, очень правдоподобен. Уверена, что таких хоть отбавляй в реальной жизни).
          Так и какие в Вас планы? Будете шестой смотреть? У меня сейчас подруга его смотрит (я тут всех кого только можно подсадила ;)) Сказала, что в шестом страсти-страсти… ))

          • Alexandra Díaz

            Буду, но уже потихоньку. Первые сезоны я просто глотала залпом, сейчас буду de vez en cuando 🙂 мне нравится еще сериал тем, что оттуда много хорошей музыки можно узнать. Я люблю музыку тех лет: Dúo Dinámico, Lluis Llach, Lola Flores, Marisol, Julio Iglesias, Nino Bravo, Carlos Gardel etc etc….
            Кстати, в третьем или четвертом сезоне есть серия, где Эухенио впервые в церкви представляет молитвы в виде песен под гитару. Они там под Рождество поют La peregrinación, и так красиво! Хочу найти это произведение именно в их исполнении, но не могу, а в титрах этот музык. коллектив не указан 🙁 печалька.

    • Женя Похмелова

      Я смотрела сериал с самого начала и сейчас продолжаю. У меня не было такой “усталости” на шестом сезоне, хотя, конечно, первые сезоны волшебные,и более трогательные. Но я уже так привыкла к персонажам, что бросать их совершенно не хочется) Единственное, что не очень нравилась замена актрисы, играющей Инес, но что поделать, у актёров свои заморочки. Когда смотрела первые сезоны, странно было видеть в анонсах новых сезонов взрослого Карлитоса)) Но когда он взрослел постепенно от серии к серии, это было очень естественно)) Меня почему-то никто сильно не раздражает, смотрю на них как на персонажей интересного фильма, все мне дороги)) Почему-то изначально восприняла их “правила игры” в семье, не пыталась соотносить их, к примеру, со своей жизнью, а просто смотрю, “как это было”) Тем более что Антонио при всём своём “ужасном” характере очень свою семью любит, борется за них, защищает, ну и вообще настоящий глава семейства.